18 ОктРецензия: «И ботаники делают бизнес», Максим Котин

i_botaniki_delayut_biznesКнига Максима Котина «И ботаники делают бизнес» захватывает с первых страниц. В ней рассказана история о Федоре Овчинникове, предпринимателе из Сыктывкара, или города с двумя Ы, как его окрестил автор произведения.

Двадцатипятилетний Федор Овчинников, археолог по образованию и бывший нацбол,  решает открыть в своем городе бизнес – книжный магазин «Сила ума». Что из этого вышло, мы узнаем из этой книги.

Нет, это не очередная история успеха, как вы бы могли подумать. Скорее, это история борьбы. Борьбы с обстоятельствами, собственными ошибками, борьбы за бизнес, за право на успех.

Автор книги – журналист Максим Котин, из-под пера которого вышел бестселлер «Чичваркин Е…гений». Именно Евгений Чичваркин, основатель компании «Евросеть», написал предисловие к книге «И ботаники делают бизнес», в котором он сравнивает себя с Федором и находит с ним много общего. В то же время, как отмечает Чичваркин, Федора отличает «самурайское бесстрашие» и безграничная вера в себя. По мнению Чичваркина, «И ботаники делают бизнес» – лучшая книга о предпринимательстве в России.

Котин написал книгу на основе интервью, взятых у Федора, рассказов очевидцев описанных событий (партнеров, друзей, коллег и конкурентов Федора), а также записей блога, который вел Федор. На примере Федора он хотел показать новое поколение российских предпринимателей.

Федор Овчинников, главный герой книги «И ботаники делают бизнес»

Федор Овчинников, главный герой книги «И ботаники делают бизнес»

Это интеллигентные люди, которые открыли свое дело, чтобы сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающей людей. Они никак не связаны с криминальными группировками, не имеют связей среди чиновников, а потому ведут свой бизнес честно. Их дело не возникло в результате передела собственности, не досталось им по наследству от родителей. Они вложили в него все свои сбережения, свой труд, свою душу. Являясь в некоторой мере идеалистами, они хотят изменить мир. Котин называет таких людей «ботаниками». Насколько это слово соответствует описанному образу предпринимателя, судить вам.

«И ботаники делают бизнес» – книга о предпринимательстве. Но готовых рецептов для бизнеса вы в ней не найдете. Несомненно, на ошибках, которые совершал Федор, можно и нужно учиться. Вы узнаете о том, что такое «кассовый разрыв». О том, что нельзя брать в бизнес друзей. О том, что нельзя масштабировать бизнес, не отладив бизнес-процессы. О том, как рекламировать открытие магазина.

Но, прежде всего, эта книга о том, как бороться за свой бизнес, идти до конца, не сдаваться, делать, несмотря ни на что.

Федор обладает недюжинной силой характера и неуемной энергией. Благодаря этим качествам он несколько раз спасал свой бизнес от неминуемого краха. В него никто не верит, а он просто берет и делает. Ставит сверхвысокие цели перед собой, своими сотрудниками и достигает их, потому что ему некуда отступать, ведь на кону дело всей его жизни.

Книга читается легко, словно это не история о предпринимателе, а чейзовский детектив. Очень интересно следить за перипетиями жизни Федора. Видеть, как он меняется: из романтика-идеалиста превращается в матерого, прагматичного бизнесмена, умеющего говорить «нет». С нетерпением перелистываешь последние страницы, чтобы узнать наконец, чем закончилась эта история борьбы.

Повествование разбавлено цитатами из записей, опубликованных в блоге Федора, и комментариев к ним читателей блога. В своем блоге предприниматель из Сыктывкара честно и без утайки рассказывал о своем бизнесе, публиковал данные о выручке, делился своими планами. Бизнес как реалити-шоу. Такая открытость поражает, ее сложно представить в современной России.

Цитата наугад: «Неэффективностью болел и сам Федор, он это чувствовал, но именно поэтому он пытался с ней бороться. Он хотел стать здоровым. Люди, которые бороться не пытались, просто отставали. Когда Федор встречал их спустя год или два после их ухода из компании, он видел, что за прошедшее время он изменился, изменились люди, которые остались в фирме, и весь бизнес вырос, а те, кто ушел, оставались такими же, какими и были. Неэффективными.».

Оценка (по десятибалльной шкале): 9/10.

Вывод: Книга «И ботаники делают бизнес» опасна для вашего здоровья. Она может вас навсегда изменить. Скорее всего, вы бросите наемную работу и откроете собственное дело, например магазин. После ее прочтения многие так и делают, словно заразившись «вирусом предпринимательства». Вы зарядитесь энергией, и вам непременно захочется начать что-то делать. Эта книга не о том, как вести бизнес, а о том, как за него бороться. Одна из лучших книг о предпринимательстве в России. Рекомендуем к прочтению начинающим предпринимателям и всем, кто мечтает о своем бизнесе.

Один комментарий на «Рецензия: «И ботаники делают бизнес», Максим Котин»

  1. Иван:

    Прочитал книгу! Заставила еще сильнее начать движение для развития своего бизнеса. Рекомендую прочитать.

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите свои данные и комментарий ниже.
Имя
Сообщение

Яндекс.Метрика